Фильмы Милоша Формана. Часть 2.


Пролетая над гнездом кукушки. One Flew Over the Cuckoo’s Nest. Классика из классик, один из самых значительных фильмов в истории мирового кино, собравший кучу Оскаров. Экранизация повести Кена Кизи о психиатрической клинике. Кстати, повесть частично автобиографична, автор работал в психушке и еще в то время был добровольным испытателем наркотических средств. Так что, вдохновением ему отчасти служили галлюциногены. Ну вы и так все это знаете. Саму книгу я, к сожалению не читал, но фильм замечательный. Интересно, что экранизировать произведение мечтал еще в шестидесятые Кирк Дуглас, и он встречался с Форманом в Праге, предлагая ему снять фильм. Тот, конечно, был согласен, но книгу не пропустила таможня и все заглохло. А потом спустя десять лет уже сын Кирка Майкл Дуглас снова искал малобюджетного режиссера для экранизации «Кукушки» и независимо тоже пришел к Миллошу Форману. Вот так сошлись звезды и Милош все-таки снял это кино. Фильм снимался в настоящей психиатрической клинике, актеры там жили как пациенты. А главврача играет настоящий главврач этой клиники. Отчасти из-за такого стремления режиссера к естественности фильм ощущается настоящим, реальным. Не думаю, что про фильм надо много говорить, кроме того что, если вы его еще не видели — немедленно посмотрите. Великолепная игра Джека Николсона и других актеров (некоторые впоследствии стали очень известными: Денни ДеВито, Кристофер Ллойд). Ну и сюжет олицетворяющий наше общество, как всегда актуальный. Противостояние тоталитарной власти, которая на словах желает добра и процветания своему народу, и скорей всего даже верящей в это, а на деле желающей только контроля, и бунтующего опасного, но вместе с тем реально любящего и помогающего окружающим человека. Что лучше — стабильность (сначала опечатался, написав «стадильность»), предсказуемость и медленное угасание или свобода, любовь, жизнь и риск — каждый решает для себя сам.

Волосы. Hair. Экранизация известного бродвейского мюзикла о хиппи. Казалось бы как раз тема для Милоша Формана. В итоге получилось что-то не то. Из всех Формановских фильмов этот мне понравился меньше всего. Я так понимаю, первоначальный сюжет сильно переделали. Музыка… ну так себе. Может три-четыре песни запоминающиеся, остальные проходные. Главное, что фильм кажется каким-то искусственным, не настоящим. Не знаю, может из-за неудачного подбора актеров или сложности переноса мюзикла на киноэкран. Разве что в конце действие немного разгоняется. Впрочем спустя много лет, Джули Теймор, взяв лучшие идеи Формана, сняла мюзикл по песням Битлз Across the Universe, который по всем параметрам превосходит Hair.

Регтайм. Ragtime. Самый «американский» фильм Формана. Опять экранизация, на этот раз романа о Нью-Йорке начала двадцатого века. Противоречивое время. Дельцы, аристократы, нищие, бандиты. Несколько слабо связанных между собой историй. Центральная линия — про негра, пытающего отстаивать свое достоинство, при этом пошедшего на крайние меры. В целом интересно, и атмосфера Америки передана отлично, но остается ощущение какой-то неровности, незавершенности.

Народ против Ларри Флинта. The People vs. Larry Flynt. Биографический фильм о создателе порножурнала. Казалось бы, что тут может быть интересного? Но Ларри Флинт довольно любопытная противоречивая личность, бросающая вызов обществу. Хотя, я думаю, в фильме его история приукрашена. Не очень верится в его такие сильные чувства к жене, учитывая, что в реальности он был женат несколько раз. Ларри Флинта отлично сыграл Вуди Харрельсон. Причем, внешне он совершенно не похож на своего протопипа. Зато очень похож, в том числе и по манере говорить, на другого известного деятеля индустрии «для взрослых» Хью Хефнера. Не знаю, может задумывался такой собирательный образ. Ну и, конечно, украшением фильма является адвокат, которого замечательно сыграл Эдвард Нортон. Для Милоша Формана, очевидно, близка тема бунтарей, идущих против течения. Но при этом Ларри Флинт остается мерзким эгоистичным типом, так что не очень понятно, симпатизирует ему режиссер или не очень.

Человек на Луне. Man on the Moon. И опять биография. На этот раз фильм о комике Энди Кауфмане, которого сыграл Джим Кэрри. Я посмотрел немножко выступлений Кауфмана, чтобы понять что в нем такого выдающегося. Юмор у него несмешной, пародии слабые, но при этом есть своеобразная харизма, так что его шоу притягивает внимание. Очевидно, например, что им вдохновлялся знаменитый Тим Минчин. Кауфман в какой-то мере совершил революцию в своей индустрии, делая то, что другие до него не делали. При этом он для него почти не было грани между жизнью и игрой, никто никогда не мог понять, говорит он серьезно или разыгрывает. Или просто издевается. Большинство его шуток можно было счесть оскорбительными. Поэтому общество реагировало на Кауфмана неоднозначно в меру своего чувства юмора и гибкости восприятия. Получается, это очередной бунтарь в фильмографии Формана. Именно бунтари развивают и двигают общество, но развитие никогда не бывает без боли, потому что, чтобы что-то изменить, нужно разрушить сложившийся порядок, так что обществу бунтари неприятны и неприемлемы. Лишь спустя годы таким людям воздается должное.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>