The Beatles: Get Back and more


The Beatles: Get Back. Мы с вами живем в уникальное время. И я не про коронавирус. А про то, что мы дожили до этого момента, когда смогли увидеть исторические кадры, которые 50 лет до этого почти никто не видел. Питер Джексон провел потрясающую работу, применив самые последние технологии по восстановлению качества видео и звука. Так что может и хорошо, что фильм вышел только сейчас. Да, был фильм Let It Be вроде бы про то же самое, но впечатления на порядок отличаются. Я Let It Be посмотрел всего раз или два, он был откровенно скучным, не раскрывающим почти ничего. Get Back я собирался посмотреть понемногу, растягивая удовольствие, в итоге за первый же день посмотрел на одном дыхании первую и вторую серию (это 5 с половиной часов). Невероятный эффект погружения, как будто сам находишься в студии и наблюдаешь как рождаются давно отпечатанные в памяти песни. По сути это было бепрецендентное событие, когда определенный момент времени, опеределенное событие снимается множеством камер и запечатляется история со всех сторон. Когда смотришь фильм, ощущаешь себя попавшим в тот январь 69 года. Хотя знаешь что будет дальше, но все равно живешь этим моментом и переживаешь, как сложится запись и выступление группы. Можно сказать, это было одним из первых реалити шоу с музыкантами. Хотя нечто подобное снял Жан-Люк Годар с Роллингами годом раньше (может и эти пленки где-нибудь сохранились и ждут своего момента?), но Sympathy For The Devil получился примерно как Let It Be — обрывочный и без настоящего погружения.


Get Back еще хорош тем, что дает информацию из первых рук, то, что давно обросло легендами. Конечно, тут тоже не все раскрыто, хотя Питер Джексон утверждает, что все существенное попало в фильм. Но по крайней мере, мы видим не интерпретацию и пересказ, а то, что происходило на самом деле (делаем, конечно, скидку на то, что Битлы могли быть не совсем открытыми и честными перед камерами). Хотя даже в фильме, я думаю, каждый увидит что-то свое и легенды продолжат плодиться. Да и перевод вносит искажения (видел, например, кто-то утверждал, посмотрев фильм, что Битлз планировали выступить в России). Но многие моменты для меня были открытием. Я, к своему стыду, не знал, например, что Get Back изначально была сатирой на антииммигрантские настроения (кто бы мог подумать, что тема снова станет актуальной в наши времена Брексита). Развенчивается миф, что была какая-то вражда и неприязнь к Йоко у участников группы (я не про Джона, конечно). Нет, мы видим, они вполне дружески общаются и даже музицируют иногда вместе. Да и подруги остальных тоже периодически приходят в студию, мы видим Линду, Патти, Морин. Вообще, много внимания уделено и окружающим Битлз людям, и это хорошо. Видно, что битлы не в вакууме, им иногда даже со стороны подают идеи. Песни рождаются и шлифуются по ходу дела, удивительно как много можно сделать за такой короткий промежуток веремни. Ведь полно песен так и остались заготовками. Хотя сжатые сроки не очень способствуют свободному творчеству. Думаю, если бы не такое ощущение давления (кругом камеры, сроки поджимают, надо что-то решать с концертом), Битлз могли бы довести песни до совершенства. Ну и главный миф развенчивается, что участники группы только и делали, что ругались и уже не были заинтересованы в Битлз. В фильме видно, что идет творческий процесс, в основном позитивный, атмосфера легкая и веселая. Да, периодически случаются конфликты, но так бывает у любой группы. Я не вижу, например, больших отличий от наших репетиций. Вообще, смотря фильм, понимаешь, что не было никаких чудес. Битлы не супермузыканты, тоже ошибаются и сбиваются. Если разложить песни на составляющие, вроде ничего особо выдающегося. Но вот в итоге, когда все складывается, на каком-то этапе происходит магия. И, если бы Битлы действительно не были едины, то магии бы не случалось. Да, Джон может не особо горит энтузиазмом, в общем только Пол и Джордж что-то предлагают (при этом Пол ведет себя несколько эгоцентрично), но все равно песни рождаются. С Джорджем, конечно, несколько обидно, когда его песни не особенно ценят остальные, но ведь так было всегда, не только в последний год существования группы. При этом сам Джордж постоянно нахваливает песни Пола. Удивило, насколько скромно держится в стороне Джордж Мартин, даже не общается с группой. Видно, что без руководства Мартина и управления «Мистера Эпстина» (так уважительно называют Брайана битлы) группа не может принять четких решений, никто не хочет брать ответственность, до последнего момента они даже не могут договориться где состоится их выступление.
По фильму не особо ощущается, что группа на грани распада, хотя слова про «последний альбом», «последнее шоу» витают в воздухе. В общем, группа как бы все сказала, что могла, теперь пришло время разойтись естественным образом. Ни Йоко в этом не виновата, ни внитренние конфликты, ни даже Ален Кляйн (забавно, как им восторгается Джон, но он легко поддавался влияниям, несмотря на «независимый» имидж). С одной стороны, жаль, что Битлз разошлись на творческом пике, столько всего они могли бы еще сделать вместе. Но, можно сказать, они остановились вовремя. Лучше закончить так, практически совершенным альбомом Abbey Road и песней The End, чем постепенно снижать уровень.
В общем, как вы уже поняли, меня фильм безмерно впечатлил, даже не ожидал. Это лучшая музыкальная документалка, что я видел. Конечно, чтобы полностью проникнуться, нужно любить и хорошо знать Битлз и их песни, или хотя бы быть музыкантом. Наверно, для людей далеких от Битлз тяжело будет смотреть 8 часов. Но попробуйте, вдруг и вас заденет это волшебство, которое происходило 50 с лишним лет назад.

Meeting the Beatles in India Ну, и чтобы два раза не вставать, расскажу про эту документалку, которая шла в прокате (правда, всего один сеанс, но в зале, кроме меня, было всего человек десять). Кажется, я как-то уже рассказывал историю о том, как узнал про Индийский период битлов. На заре своей битломании я еще увлекался Индией, меня очень интересовали восточная философия, йога и все с этим связанное. И вот листая один журнал (кажется, это был «За Рулем»), я натыкаюсь на статью со знаменитой фотографией, где битлы сидят возле Махариши. Преставляете мое потрясение, когда я узнал, что Битлы тоже тесно связаны с моим увлечением. Это казалось чудом, каким-то предопределением. И в общем, путешествие Битлз в Индию и было заряжено какой-то магией и невероятными совпадениями. Одно из таких совпадений, что в Ашраме рядом с Битлами совершенно случайно оказался начинающий режиссер Пол Солцман. Им и были задокументированы моменты пребывания Битлз в Индии и сделаны исторические фотографии (которые, впрочем, долгое время были им забыты и недоступны публике). В общем, спустя более 50 лет, Солцман решил поделиться воспоминаниями. Он снял этот документальный и ностальгический фильм, позвав для интервью некоторых участников событий (а также Дэвида Линча, который, как известно, большой поклонник трансцедентальной медитации). Получилось, с одной стороны, интересно, я не знал многих подробностей. Но с другой, как то скудно. Ашрам показан довольно мало, большая часть фильма посвящена самому Полу Солцману, про собственно битлов лишь обрывочно. Хотелось бы чтобы позвали на интервью Донована, он бы мог рассказать много интересного, но увы. И даже не особо передан дух Индии и того места, где битлы учились медитации. То, что битловская музыка не звучит в фильме, это понятно, но могли бы добавить больше индийской музыки. В общем, я слегка разочарован, можно было гораздо больше показать в фильме. Хотя, понятно, что автор лишь решил поделиться воспоминаниями и не претендовал на всеобъемлющее исследование. Интересно, что совсем недавно вышел еще один документальный фильм на ту же тему The Beatles and India. Но, судя по отзывам, ему тоже не хватает глубины и подробностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Вы можете использовать эти HTMLтеги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>